Легендарный британский тренер, наставник чемпионов Майк Спраклен проводит третий зимний сезон с национальной российской сборной по гребному спорту. За два с половиной года копилка наших наград пополнилась медалями международных соревнований, два наших экипажа являются действующими чемпионами Европы – женская восьмерка и мужская четверка парная в мае 2015 года доказали, что они сильнейшие на своем континенте.
Сейчас Майк Спраклен находится на тренировочном сборе в греческом городе Кастория – в акватории чистейшего озера и в окружении живописных окрестностей национальная сборная под руководством опытного британца готовится к старту нового спортивного, олимпийского, сезона.
– У нас сложилась довольно приятная атмосфера в команде, тем более что и парни, и девушки работают вместе, – делится Майк. – В других странах женские и мужские сборные не так ладят. Моя программа сейчас построена на том, что женские и мужские экипажи тренируются вместе. Мы пришли к соглашению, что я работаю с женской командой, если у нее будет англоговорящий тренер – в таком случае мне не нужен переводчик, чтобы донести свои мысли до тренера. И очень важно работать с теми, кто поддерживает тебя – как, к примеру, Бен (Бен Ратледж – олимпийский чемпион Пекина в составе восьмерки), или мой сын Эдриан (Эдриан Спраклен – в настоящий момент является тренером женской группы распашного весла). Сейчас со мной также работает Владимир (Владимир Володенков – бронзовый призер Атланты-1996 в составе восьмерки), который говорит по-английски, и он может контролировать часть тренировочного процесса. Бывает, что из-за разных языков у нас случаются моменты дискоммуникации, но в целом в тренерской команде у нас сложилась благоприятная атмосфера.
Что я могу сказать о российских тренерах, с которыми я работаю на сборе? Они трудолюбивые, работают с уважительным отношением, не стремятся спорить и перебивать, с ними достаточно легко работать. Я счастлив находиться рядом с такими людьми, и представляю, что в России все тренеры такие.
Оглядываясь на два с половиной года назад, Майк вспоминает, как изменился процесс подготовки в российской сборной, а главное, как изменились сами спортсмены.
– Ушло около двух-трех месяцев на то, чтобы спортсмены поняли, что мы делаем и для чего. До этого они тренировались только потому, что им говорили это делать. По наставлению, а не по желанию. Поэтому первоначально ребята довольно резко реагировали на смену курса. Я старался объяснить им, что это я здесь для них, а не они для меня. И в процессе совместной работы отношение к тренировкам изменилось, многие начали работать упорно и целеустремленно.
До сих пор еще существует проблема – когда спортсмены уезжают домой после сбора, они перестают тренироваться. Да, сложно заставить себя продолжать тренировки самостоятельно, но когда ты достиг определенного уровня на тренировочном сборе, сложно возвращаться к нему после перерыва.
Из-за того, что в России невозможно тренироваться на воде в зимние месяцы, мы должны находиться там, где это возможно. Поэтому спортсмены живут в «закрытом» пространстве, постоянно находятся вместе в окружении одних и тех же людей, и им просто необходимо каждые шесть недель сменить обстановку, вернувшись домой. Но подготовка сборной основана на постоянстве, и если во время сбора мы делаем три шага вперед, то в период между сборами они отступают на шаг назад. Это до сих пор одна из актуальных задач, над которой приходится работать.
Тем не менее, за то время, что с российской сборной работает Спраклен, спортсмены продвинулись на много шагов вперед. Да, пока мы не можем похвастаться подиумами чемпионата мира, но прошедший в Эгебелете мундиаль принес позабытое чувство олимпийской надежды: лицензии Рио-2016, завоеванные четырьмя экипажами, в числе которых женская и мужская восьмерки, уже дали эту олимпийскую надежду двадцати четырем российским гребцам. К тому же, имя России все чаще звучит из уст представителей мирового гребного сообщества, и совсем не в печальном «медицинском» контексте.
– Да, многое изменилось в отношении к России. Раньше российская команда славилась проблемами с допингом, об этом очень много говорили. Сейчас же, когда в разговоре о российской сборной всплывает мое имя, все прекрасно знают, что Майк Спраклен против использования допинга. И в этом плане репутация сборной России претерпела положительные изменения.
Что касается спортивных результатов – многие страны чувствуют угрозу со стороны российских экипажей, считают их серьезными конкурентами. Особенно сейчас – некоторые британцы вот говорят, что действительно переживают по поводу российской сборной в Рио!
Что ж, чем серьезней опасения со стороны соперников, тем упорней должна быть подготовка спортсменов, готовых в любой момент доказать правдивость этих опасений. По итогам сезона 2015 года Майк внес некоторые изменения в процесс тренировок и участия в международных стартах сезона 2016.
– Сейчас на тренировках каждый спортсмен пробует себя в разных классах – в одиночках, двойках, четверках или восьмерках. К примеру, режимные тренировки: утром все проходят дистанцию в двойках, вечером – в крупных классах, на следующее утро в одиночках. Мы планируем протестировать мелкие лодки на I этапе Кубка мира. Главная цель, с которой мы едем в Варезе – чтобы спортсмены получили опыт участия в других международных регатах, чтобы они, соревнуясь в мелких классах, посмотрели, на что способны их конкуренты. Мы должны проверить свой потенциал.
В этом сезоне у нас три важных старта перед Олимпийскими играми – I этап Кубка мира в Варезе, чемпионат Европы в Бранденбурге и Квалификационная регата в Люцерне. Так, в Варезе мы едем, чтобы протестировать мелкие классы, увидеть, где мы находимся по отношению к другим странам. В зависимости от этого будем формировать стартовый состав на чемпионат Европы. А на Квалификационную регату мы планируем отправить за лицензиями мужскую четверку парную, мужскую и женскую двойки распашные.
Вполне возможно, что насчитывающая на данный момент 24 спортсмена олимпийская сборная России по гребному спорту в Рио-2016 пополнится новыми обладателями заветных путевок. Поэтому расслабляться некогда – с каждым днем мы все ближе к старту олимпийской регаты, а значит, времени все меньше, нервы накаляются все больше, и здесь главное чувствовать поддержку и работать в команде.
– Да, бывают напряженные моменты, но я не чувствую стресса, – спокойно говорит Майк, и с уверенностью добавляет, –наверное, это одна из самых приятных команд, с которой мне довелось работать!