Спасите легковесов!

Датская федерация гребли опубликовала петицию за сохранение классов легкого веса в олимпийской программе.

petition_rev_smal1
9 февраля 2017 года делегаты всех членов-федераций ФИСА соберутся в Токио на Внеочередном Конгрессе, чтобы принять исключительно важные решения, влияющие на всех представителей мирового гребного сообщества – спортсменов и тренеров, спортивных судей, руководителей и специалистов национальных федераций по виду спорта.

Так, во главе повестки – рассмотрение Правила № 37, а именно классов, представленных в олимпийской программе. Кроме этого, на Конгрессе пройдет голосование за изменение некоторых статей Устава Международной федерации, правил и разъяснений, касающихся пара-гребли и конструкций лодок, изменений национальности, длины дистанции на ОИ и международных регатах, рекламы и штрафов, антидопинга, рулевых и, опять же, легковесов. В общем, повестка обещает быть насыщенной.

И первое место в ней все же занимает вопрос программы регаты будущих Олимпийских игр-2020 в Токио. Долгое время эта программа была неизменной, и регата четырехлетия раздавала олимпийские награды в четырнадцати классах: восьми мужских и шести женских, трех легковесных и одиннадцати «тяжелых», восьми парных и шести распашных.

Olympics Day 8 - Rowing

Такое разнообразие категорий, как оказалось, больше не соответствует стандартам МОК. 8 декабря 2014 года в своей программе «Olympic Agenda 2020» он обозначил основные рекомендации для успешного развития олимпийского движения – достижение гендерного равенства, уменьшение финансовых затрат городов-организаторов ОИ, строгое ограничение количества спортсменов, принимающих участие в Олимпийских играх… Исполком ФИСА в результате изучения всех 40 рекомендаций выделил наиболее существенные для гребного спорта и влияющие на его будущее. И вынес легковесов в зону риска.

Чем же не угодили несчастные легковесы сильным мира гребного сего? Все дело в том, что МОК рекомендовал отказаться от весовых категорий всем видам спорта, не являющимся боевыми. Каратисты, боксеры, борцы и прочие так и будут сражаться в своих весовых категориях, с ними все понятно. А вот остальным извините, равные условия. А то иначе придется создавать отдельную «ростовую» категорию для баскетболистов и волейболистов, а потом гляди и остальные виды спорта взбунтуются!

А нашей международной федерации категория легковесов помогла расширить географию и привлечь к гребле новые страны, не способные похвастаться наличием рослых спортсменов. Где, к примеру, азиатам найти высоких мужчин и женщин, способных составить достойную конкуренцию не только на национальном, но и на международном уровне? А направления «всеохватности» и «универсальности», между прочим тоже являются основными в Программе МОК. Вот и возник коллапс – с одной стороны, мы хотим развиваться вместе с МОК и выполнять все его рекомендации, с другой стороны, эти рекомендации невозможно выполнить по причине их нестыковки. Как убрать легковесов и сохранить всеохватность?

Тогда ФИСА решила действовать совместно с национальными федерациями и предложить им вместе разобраться с проблемой. Этот процесс затянулся на 2 года, различные изменения то и дело рассматривались на конгрессах и конференциях национальных федераций, в перерывах между гонками в неофициальной обстановке, в письмах и сообщениях между руководителями федераций различных стран. Европейские президенты федераций даже неоднократно встречались отдельно, чтобы сформировать позицию континента.

Результат оказался не таким, какого, вероятно, ожидала ФИСА: вместо ограничения классов легкого веса некоторые федерации предложили увеличить представительство легковесов на Олимпийских играх! Казалось бы, самым простым решением выглядит замена класса LM4- на W4-. Тут вам и сохранение гендерного равенства, и начальный компромисс с МОК – легковесные классы исключены не на 100%, и у многих стран еще остается возможность держаться в стане ФИСА благодаря наличию легковесных двоек парных. Но такие страны, как Дания, Швейцария, Канада, Австралия, Китай и другие внесли контрпредложение: отказаться от M4- и заменить его на LW4-. Класс, который, к слову, и в международные-то регаты за последние 20 лет включен не был. Тем не менее, гендерное равенство вновь восстановлено, но теперь возникает другая проблема.

Представьте, с каким обоснованием ФИСА будет защищать новую программу перед МОК? Все финальные решения по Олимпийским играм принимает именно он, и ему всегда выпадает честь определять, в каких видах спорта сколько и каких медалей будет разыграно. И тут ФИСА, которой рекомендовано отказаться от легковесов вообще, заявляет о намерении заменить «открытый» класс легким. И вместо трех легковесных классов лодок сделать в олимпийской программе четыре. И точка.

Исполком ФИСА, столкнувшись с неожиданной реакцией уважаемых представителей гребного сообщества, неоднократно опубликовывал заявления о том, что в случае такого «неповиновения» МОК может как убрать все легковесные классы вообще, так и «урезать» квоту гребцов – помните про строгое ограничение количества спортсменов на ОИ? В общем, в таком случае от МОК можно ожидать все что угодно. Ведь как ни крути, основную прибыль Комитет на Олимпийских играх получает от телетрансляций, а может ли академическая гребля сегодня поспорить в этом плане с легкой атлетикой или плаванием, гимнастикой или волейболом, со скалолазанием или серфингом, которые дебютируют в Токио?

Снимок экрана 2017-01-31 в 11.56.30

Несмотря на все сложности и вероятные последствия, пять вышеупомянутых федераций и многие представители азиатских стран все же защищают своих легковесов и уверяют, что ограничение классов л/в в олимпийской программе будет ошибкой. Все решится 9 февраля, когда представители 150 стран проголосуют за одно из двух предложений. А пока вы можете выразить свою точку зрения, подписав петицию Датской федерации гребли. Или не подписав ее.